Почему либералы не любят Ивана Грозного

Самый русский царь14 октября этого года в Орле был установлен памятник Ивану Грозному, который является первым памятником, установленный этому царю за все время исторического существования России. По этому поводу российской либеральной общественностью был поднят невообразимый визг, который подхватило большинство российских новостных телевизионных каналов (например, «Россия-24»). С чем же связана такая реакция либералов и западников на установку памятника одному из величайших государственных деятелей в истории России?

Памятник Ивану Грозному

В России кому угодно ставились и ставятся памятники. Есть памятник Егору Тимуровичу Гайдару, при котором население России подверглось удару шоковой терапии, что обрекло на нищету миллионы наших граждан. Ставятся памятники белым генералам. Но вот парадоксально,  памятника человеку, создавшему российское государство в евразийском масштабе, модель которого мы сейчас и имеем, и учредившему правильные институты государственного управления, человеку, при котором завершилось формирование русско-православной модели цивилизации, до настоящего времени не было.

Воздерживались от установления памятника Ивану Грозному и в Российской Империи. Известна история с установлением при Александре II памятника тысячелетию России в Великом Новгороде, на котором помещены барельефы всех царей и великих князей, за исключением одного лишь царя Ивана Грозного, упоминания о котором на данном памятнике нет. Либеральная общественность того времени этого сделать не позволила. В итоге на памятнике тысячелетия России были представлены все цари и великие князья, но не представлен Иван Грозный. Когда смотришь на памятник тысячелетия России, то видишь такой парадокс, на этом памятнике представлены откровенные враги Московского государства: литовские князья Гедемин, Ольгерд, Витовт, которые непосредственно боролись с русским государством. А Ивана Грозного, который отражал западную агрессию, на памятнике нет. Более того, на этом памятнике представлен Даниил Галицкий, который ради борьбы с татарами вступил на путь католичества, иными словами, на путь измены. На памятнике есть и Марфа Посадница, которая выражала новгородский сепаратизм, ориентирующийся на сближение с Литвой. Но Ивана Грозного, боровшегося с подобными сепаратистскими тенденциями, на памятнике нет. Если сейчас негативный образ рисуется вокруг личности Сталина, то во времена Российской Империи либеральная общественность фокусировала такой же негативный образ вокруг личности Ивана Грозного.

Но что интересно? Оказалось, что спустя 432 года после смерти Ивана Грозного, те либеральные фобии, которые были в отношении этого русского царя в 19 веке, сохранились и по настоящее время. Либеральный шум, подхваченный российскими центральными телевизионными каналами, который был поднят против установления памятника Ивану Грозному в Орле, очень показателен. Спрашивается, откуда у российских либералов, проходящая через столетия, такая патологическая ненависть к образу этой фигуры?

Первая причина ненависти либералов к Ивану Грозному состоит в том, что он прямо и открыто противостоял консолидированному Западу. Более того, он этот Запад, судя по его высказываниям, откровенно презирал, что для российских либералов является делом вопиюще недопустимым. Ливонскую войну, которую вел Иван Грозный, можно назвать войной цивилизационной, потому что России тогда противостоял консолидированный Запад, в том числе католический Запад и протестантские силы. Там была и Швеция, и Ливонский Орден, и Литва, и Польша, и Османская Империя, и ее вассал Крымское ханство. Все объединились против России.

Наши либералы любят ставить Ивану Грозному в укор, что тот проиграл Ливонскую войну, в результате которой Россия потеряла выход к Балтийскому морю. Да, Ливонская война Россией была проиграна, но она была проиграна в борьбе с консолидированным Западом, но государственность и суверенитет при этом были сохранены. Более того, выстояла русская православная цивилизация. Впервые, лишь при Иване Грозном, русская цивилизация обозначила себя как альтернатива по отношению к Западу, проявив себя в новом качестве мощной державы в политическом, а главное в духовном и идеологическом отношении.

Иван Грозный впервые в русской истории принял титул царя (от слова «Цезарь»). Этот титул стал не просто наименованием главы государства, а подчеркиванием природы русского государства, как третьего Рима. Принятие титула царя стало окончанием спора о том, где находится истинное римское царство. Иван Грозный прямо заявил, что только Русь является истинной христианской державой, делегитимизировав тем самым в глазах православного народа право Запада быть таковым. Отсюда, столкновение России и Запада в Ливонской войне носило, прежде всего,  идеологический характер, поскольку Иван Грозный заявлял первенство Руси в христианском мире, а по-сути, право на первенство в мировом проекте.

Вторая причина ненависти либералов к Ивану Грозному состоит в том, что он достаточно жестко без каких-либо шансов на пощаду искоренял те элитарные группы, которые, выражаясь современным языком, могли подходить под понятие пятой колонны. Так, он беспощадно карал базирующиеся, прежде всего, в Новгороде прозападные еретические группы, которые еще с 15 века захватили государственный аппарат в Московском княжестве. Причина похода Ивана Грозного на Новгород как раз и заключалась в подавлении антимосковского прозападного (вернее сказать, пролитовского) еретического гнезда. Естественно, что прозападные элитарные группы люто ненавидели Ивана Грозного, поскольку именно он олицетворял жесткую кару со стороны государства в отношении такого рода группировок.

Но совершенно противоположным было отношение к Ивану Грозному со стороны народа. В народной памяти установился совершенно другой образ Ивана Грозного, чем тот, который нам рисовала элита. Иван Грозный в народной памяти почитался как святой царь. То, что он включался в каталоги святых, признавали многие историки, и в частности, такой видный историк Церкви, как Евгений Голубинский. Сохранились даже иконографические изображения Ивана Грозного, где он изображался с нимбом. Известно, что вплоть до 1917 года в гробницу Ивана Грозного в Кремле шел простой народ и просил, обращаясь к Грозному, о заступничестве перед Богом. Устраивались многочисленные панихиды с поминовением Царя. Даже на поместном соборе 1918 года, учитывая, что повсеместно в народе был распространен культ Ивана Грозного, ставился вопрос о его канонизации. Однако Церковь официально на это не пошла, но в народной среде образ этого грозного царя был образом сакральным. Да, он для кары использовал жесткую царскую руку, но одновременно эта жесткая царская рука была и защитницей православного мира.

Иконография

Уходя от ценностно-идеологической дискуссии в отношении образа Ивана Грозного, хотя это было бы неправильным, обратимся к одним лишь прагматическим основаниям необходимости увековечивания памяти Ивана Грозного, а именно то, что он сделал для российской государственности. В современной историографии распространен стереотип о двух Иванах Грозных, заключающийся в двух периодах его царствования: период избранной рады и период опричнины. При этом якобы период избранной рады был хорошим периодом, а период опричнины, соответственно, плохим. На самом деле это противопоставление искусственное. Само понятие «избранная рада» ввел Андрей Курбский. Ближний круг при царе никто не избирал. Курбский на польско-литовский манер ввел данную терминологию, чтобы отразить подобие демократического управления, а именно то, что царь Иван IV якобы прислушивался к мнению окружающей его группировки. Тогда он был хорошим, а вот когда он перестал прислушиваться к «либеральной» (условное название) группировке, тогда Иван Грозный стал, соответственно, плохим. На самом деле учреждение тех же приказов происходило как в начале, так и в конце царствования Ивана Грозного. На опричный период как раз и приходится учреждение большинства приказов. Так что противопоставление одного периода царствования Ивана Грозного другому является определенным стереотипом. Цель очернения периода опричнины состоит в том, чтобы заклеймить тот период, когда Иван Грозный вступил в откровенное столкновение с западным миром.

В 1549 году впервые в России был создан Земский Собор. Иван Грозный, являющийся в глазах либералов символом автократии, учредил представительный орган. То есть уже тогда государство мыслилось как представительство народа, а не только как власть одного лишь монарха. Кроме того, при Иване Грозном ликвидируется принцип воеводских кормлений (узаконенная взятка наместников). Из ведения наместников изымается уголовное судопроизводство, то есть суд отделяется от административной власти. Получают развитие местные органы самоуправления, так называемые губные избы. Были приняты соответствующие губные уставные грамоты. Иван Грозный упорядочивает систему налогообложения. Была проведена перепись податных земель («сошное письмо»). Была завершена унификация меры весов. Была учреждена система приказов (система исполнительной власти), ставшие прообразами современных министерств.

При Иване Грозном принимается Уложение о воинской службе дворян и детей боярских. Данное Уложение обязывало дворян и детей боярских к военной службе, в том числе принимать участие в боевых действиях, что объективно не могло не вызвать недовольство элиты. В России впервые создается регулярное стрелецкое войско. До этого войско было поместным. Принимается воинский устав строевой и станичной службы, по которому казачество также принимается в военное сословие.

Безусловно, заслугой Ивана Грозного является рост территории государства. Еще совсем недавно, зажатое между Ордой и Литвой, Московское княжество на глазах изумленной Европы превращается в огромную и мощную империю, уже способную самостоятельно противостоять консолидированному Западу. Надо сказать, что нынешние западные границы Российской Федерации, образовавшиеся после распада Советского Союза, почти с точностью совпадают с границами Российского государства, которые нам оставил Иван Грозный. После него Россия, конечно, прирастала территориями, которые любимец либералов Ельцин в 1991 году отсоединил от России, но ядро великорусской государственности сформировал именно Иван Грозный, чего ему не могут простить Запад и российские либералы. При Иване Грозном было присоединено все Поволжье до самого устья Волги, включая Казанское и Астраханское царства. Были присоединены территории Ногайской Орды и Башкирии. Началось присоединение Сибири (заволжских и зауральских земель). Еще задолго до похода Ермака, Сибирское ханство признало свою зависимость от Москвы, которой платило дань. При Иване Грозном началось освоение земель так называемого дикого поля (к югу от Оки, включая бассейн Дона) и создание засечной черты от набегов крымского хана. Создание засечной черты позволило ввести огромные черноземные территории южной России в хозяйственный оборот, что способствовало росту и возникновению новых городов (например, того же Орла). На юго-западных границах России создавались укрепленные города Белгород, а также Чугуев, Харьков, Змиев, Изюм (нынешняя Харьковская область Украины). Укреплялись города Северской Руси (нынешние Черниговская и Сумская области Украины): Путивль, Новгород-Северский, Бахмач, Нежин, Чернигов. При Иване Грозном смоленские земли, включая город Смоленск, были отвоеваны у Великого княжества Литовского и вошли в состав России. Было окончательно покончено с сепаратистскими тенденциями Новгорода и Пскова. После похода Ермака в Сибирь к России присоединилась территория бассейна реки Иртыш, что явилось трамплином для дальнейшего проникновения русских в Восточную Сибирь и на Дальний Восток.

Возникает вопрос. Всего этого мало, всего этого недостаточно для установления памятника человеку, с именем которого связано все это? За любое из указанных выше деяний уже достаточно было установить памятник.

Либералы всегда ставят вопрос, а как быть с маниакальным террором Ивана Грозного? Достаточно давно сложился миф об Иване Грозном, как о кровавом тиране. Учитывая, что в России имеется очень мало источников по 16 веку, в основном обвинение против Ивана Грозного строились по западным источникам. Прежде всего, критики Ивана Грозного ссылаются на воспоминания бывшего опричника Генриха Штадена, сбежавшего на Запад. Этот Генрих Штаден известен тем, что приехав из России в Европу, он предложил план завоевания Московии. В рамках этого плана была целенаправленно развязана компания по демонизации Ивана Грозного и всей русской государственной системы. Это компания, а также русофобская литература того времени, хорошо вписывались в начало общей компании борьбы с русским государством накануне Ливонской войны. Ссылаться на Генриха Штадена, это все равно, что изучать историю СССР по нацистской антисоветской пропаганде. Большую роль в демонизации Ивана Грозного сыграл также и Карамзин. Однако надо иметь в виду, что во время написания «Истории государства Российского» в начале 19 века в воздухе витали идеи конституционной монархии. Само произведение «История государства российского» это не столько научное, сколько художественное произведение, в котором красочно отражены негативные стороны неограниченного правления.

Никто не отрицает тот факт, что в период царствования Ивана Грозного террор был одним из многих инструментов решения политических проблем. В нашей истории Иван IV получил прозвище «Грозный». На Западе он именуется как Иван Ужасный или Иван Жестокий. Согласитесь, что смысл наших и западных названий, мягко говоря, различается. Название «Грозный» предполагает несколько другую семантику. В русском слове «Грозный» нет негативизма. Слово «грозный» происходит от слова «гроза», а гроза на Руси всегда считалась сакральной силой. Погибшие от грозы причислялись к лику святых.

Согласно оценкам выдающегося российского историка Руслана Григорьевича Скрынникова, который занимался этим периодом, в ходе грозненского террора было уничтожено чуть более четырех тысяч человек. Для того времени это было немало. Однако в то же время в Европе, государи которой до сих пор почитаются, и ни в коем случае не слывут ни грозными, ни ужасными, далеко опередили в терроре Ивана Грозного. Так, под властью королей Нидерландов Карла V и Филиппа II число жертв доходило до 100 тысяч человек. Из них сожжено живьем более 28 тысяч человек. В 1572 году в Париже было убито только за одну ночь более трех тысяч гугенотов, при этом почитаемый сейчас во Франции французский король Карл IX лично участвовал в этой резне. Только за принадлежность к другой вере в Париже за ночь было уничтожено столько, сколько Иван Грозный уничтожил за все время своего правления. Варфоломеевская ночь была продолжена по всей Франции, в результате чего за две недели было уничтожено около 30 тысяч протестантов. В Англии в период правления Генриха VIII только за бродяжничество было повешено 72 тысячи бродяг и нищих. В Германии после подавления крестьянского восстания 1525 года казнили более 100 тысяч человек. Так что русское средневековье как минимум не было более кровавым, чем средневековье европейское. Поэтому представлять деятельность Ивана Грозного на фоне того времени как какую-то маниакальную патологию как минимум не корректно.

Спрашивается, если бы Иван Грозный не применял бы репрессий к своим политическим врагам, то, как бы враги поступили с ним? Время было жестокое. Дал бы Иван Грозный слабину, то его враги поступили бы с ним так же, как он поступил со своими политическими противниками. При этом надо иметь в виду, что это были не просто его политические противники, а противники централизованного русского государства, как это показала история с Андреем Курбским, перешедшим на службу литовскому князю.

У нас недавно Николай II был причислен к лику святых. Возможно, он был христолюбивым, набожным человеком и правильным семьянином. Как человек Николай II был добродушным и, возможно, очень хорошим человеком. Но как государь, как Император он никуда не годился. Поэтому более чем осмысленно звучат слова Ивана Грозного: «Может быть я и грешник, но я грешник как человек, но я праведник как государь». Это совсем другая оценка. Поэтому миссия Ивана Грозного, прежде всего, заключается в миссии как главы государства.

Устойчиво из поколения в поколение, как на Западе, так и среди российских либералов, передается миф о русском авторитаризме и русской деспотии. Однако хочется отметить, что формула «Государство – это я» появилась отнюдь не на Руси. Она появилась во Франции во времена Людовика XIV. Что касается русской государственной модели, то испокон веков на Руси господствовала не модель деспотии, как это было во Франции, в Англии и в других странах Европы, а модель теократии, согласно которой царь мог распоряжаться человеческой жизнью, у него были большие властные полномочия, но над царем, в отличие от европейских неограниченных монархий, была русская национальная традиция и православие. Над царем была идеология, и не дай бог бы царь отошел от этой традиции. Такого царя народ скинул бы в один момент.

Показательны рассуждения Ивана Грозного в его переписке с Андреем Курбским. В ответ на обвинения в тирании Иван Грозный писал: «Русская земля управляется, во-первых, божественным промыслом, во-вторых, представительством Богородицы, в-третьих, покровительством русских святых, в-четвертых, традицией предков, и только в-пятых, великим государем». Принципиально важным является то, что в русской традиции государь в управлении русской землей и народом стоит только на пятом месте, хотя он считается неограниченным монархом. Теократическая составляющая русского государства – это принципиальное непонимание Западом и российскими либералами природы русского государства, и отождествление этой природы с автократией и тиранией.

Сама опричнина создавалась Иваном Грозным как атрибут и особый тип монашеского ордена. Да, это был жестокий орден. Но в тоже время в 16 веке на Западе возникает куда более жестокий иезуитский орден католиков, участвовавший в массовой инквизиции. Кроме военных функций и инквизиции орден иезуитов также выполнял и функции политического органа. Но и опричнина Ивана Грозного также была политическим органом. Что в Европе, что и в России монастырские ордена брали на себя не только духовные, но и часть государственных функций. Это сейчас государство не вмешивается в человеческую нравственность. Нравственность и духовность сейчас являются частным делом каждого. Но в 16 веке это было не так. Государство в лице монашеских орденов брало на себя ответственность за нравственность каждого человека в том плане, как оно это понимало. Поэтому оценивать государство 16 века по нынешним либеральным лекалам было бы неправильно.

Иван Грозный до сих пор является одним из наиболее почитаемых в народе. При проведении известного телевизионного конкурса «Имя России» Иван Грозный вошел в десятку наиболее великих россиян, опередив либерального Александра II и полулиберальную Екатерину II. Когда Сталин занял в этом конкурсе второе место, уступив лишь Александру Невскому, это объяснили ностальгией пожилых людей по Советскому Союзу. А как тогда быть с Иваном Грозным? По нему тоже кто-то ностальгирует? Значит вопрос не в ностальгии. Все дело состоит в том, что у народа есть определенный запрос на власть. Следовательно, исходя из рейтингов исторических деятелей, народ хочет видеть власть, которая отстаивает национальные интересы, власть, которая выстраивает цивилизационно-идентичную модель русского (российского) государства. Народ хочет видеть власть, которая стимулирует развитие духовного потенциала, и ведет народ через большую идею на великие свершения. Сегодняшнее отношение народа к Ивану Грозному это современный политический запрос на национально-идентичную российскую власть.

1 коммент.

  1. SergiusBrus
    15.04.2017 на 17:11

    ,,У нас недавно Николай II был причислен к лику святых. Возможно, он был христолюбивым, набожным человеком и правильным семьянином. Как человек Николай II был добродушным и, возможно, очень хорошим человеком. Но как государь, как Император он никуда не годился,,. -золотые слова! ,,Только за принадлежность к другой вере в Париже за ночь было уничтожено столько, сколько Иван Грозный уничтожил за все время своего правления.,,-Истинная правда! Почитайте историю Англии, Франции, Испании и других ,,цивилизованных,, стран Европы этого времени- по сравнению с монархами Европы Иоанн 4 был кротким ягненком и ,,ботаником,,!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *