Стратегический тупик кремлевской власти

Несмотря на катастрофическое падение экономики и уровня жизни населения кремлевская власть в обозримом будущем не собирается проводить каких-либо реформ, связанных с выходом страны из системного кризиса, что недавно фактически и подтвердил Путин, выступая с посланием перед Федеральным Собранием. Если в данной ситуации ничего не делать, то страну в самом ближайшем будущем ожидает катастрофа. А на что тогда рассчитывает наша власть? За счет чего руководство страны собирается выходить из сложившегося тяжелого положения?

Кремлевское руководство рассчитывает на то, что у нас будет хотя бы нулевой рост, т.е. хотя бы не будет падения. Отсюда понятно, что власть никаких реформ проводить не собирается. В этих условиях единственной более менее вменяемой стратегией остается продажа чего-то в обмен на какие-то инвестиции. Продавать нам больше нечего, кроме как территории. Скорее всего, Курилы и идут по этому разряду.

Недавние переговоры Путина с японским премьер-министром Абэ по вопросу Курильских островов прошли в обстановке повышенной секретности. На сегодняшний день, кроме общих слов, мы не знаем, о чем собственно договорились Путин и Абэ. Ясно только, что они о чем-то договорились. Ясно также, что эту договоренность протолкнул лично Путин. Насколько известно, эксперты двух стран так и не смогли согласовать текст соглашения. И его потом лично согласовывали Абэ и Путин. О чем говорит текст указанного соглашения неизвестно, поскольку он покрыт завесой особой секретности, но речь в этом тексте идет обо всех четырех (а не о двух, как это было официально заявлено) курильских островах. Якобы речь идет о некой совместной хозяйственной деятельности. Однако что это за хозяйственная деятельность, и как она будет проводиться, неизвестно.

Говорить о том, на какие уступки при переговорах с японским премьер-министром пошел Путин (кроме как об уступках речь не идет) можно будет говорить только после того, как станет публично известен текст заключенного соглашения, кроме разве что секретных статей, о которых российская общественность узнает еще не скоро. Насколько известно, в соответствии с достигнутым соглашением в целях обеспечения совместного хозяйственного управления спорными островами, с этих островов будут сняты российская пограничная охрана и таможенные посты.

В XIX веке царская Россия торговала своим положением европейского жандарма, принимая участие в различных военных авантюрах в интересах западных «партнеров» (например, подавление венгерского восстания в Австрийской Империи в 1848 году). Наряду с торговлей территориями второй статьей, которой нынешнее кремлевское руководство может еще торговать, является солдатская кровь. С этим как раз и связаны сирийские события. Война России в Сирии выгодна, прежде всего, США и Израилю. Ничем другим наша сегодняшняя власть торговать уже не может. Как пропойца выносит из дома последние вещи, так и кремлевское руководство, экономически обанкротившись, начинает торговать территориями и солдатской кровью.

На что может рассчитывать кремлевская власть, разменяв Курилы? Во-первых, она откровенно заявила, что рассчитывает на японские инвестиции на российском Дальнем Востоке. Во-вторых, она надеется на послабление в отношении тех людей и тех компаний, которые подпали под западные санкции. В этом смысле Курилы становятся той площадкой, на которой можно торговаться и выдвигать определенные условия японской стороне. Передача четырех Курильских островов под совместное хозяйственное управление может сделать эти территории своеобразной серой зоной, через которую, обходя санкции, можно проворачивать любые сделки и выводить миллиарды. Проконтролировать это будет почти невозможно. Не исключено, что введение совместного хозяйственного управления над Островами может выродиться в некую черную дыру, через которую те наши компании, которые подпали под санкции, будут выходить из санкционного положения. Тем более что Япония не слишком уж и рьяно присоединилась к антироссийским санкциям. Скорее, японцы присоединились к санкциям чисто символически. Отсюда российско-японские отношения в основном зависят от закулисных договоренностей.

Совершенно очевидно, что Путин, заключая соглашение с Японией в отношении статуса Курильских островов, беспокоится, конечно же, не о России и не о народе, а об интересах узкой группы людей, которые в результате его же политики попали в достаточно тяжелое положение. Путин, прежде всего, обязан перед ними, и, соответственно, заключая соглашение по Курилам, он выполняет обязательства перед этими людьми. А все остальное это игра на публику и официальная пропаганда.

Несомненно, что Путин рассчитывает и на поддержку вновь избранного Президента США Трампа. К моменту, когда Трамп получит возможность проводить собственную политику (а это не ранее лета 2017 года), ему готовят некие подарки. Так по Сирии готовится подарок, связанный с соглашением между Путиным и Эрдоганом о заключении что-то наподобие минского соглашения где-нибудь в Астане. А в итоге планируется предложить на рассмотрение и одобрение Трампа условия указанного соглашения. Так, после освобождения Алеппо Путин озвучил предложение о мирном разрешении сирийского конфликта путем переговоров. То есть здесь фактически речь идет о заключении долгосрочного перемирия между противоборствующими сторонами по примеру минского соглашения. Аналогично и по Курильским островам, где видимо между Россией и Японией будут выработаны какие-то документы и переданы на резолюцию Трампу, который в этой ситуации будет выдвигать те или иные условия. Чем хуже будет ситуация в России (а тенденции к улучшению в ближайшее время не наблюдается), тем покладистее будет кремлевское руководство, тем больше с его стороны будет уступок и тем неуступчивее будут геополитические противники России.

Середина 2017 года является для Путина важной вехой. С этого времени по-сути начинается подготовка к предстоящим в 2018 году выборам Президента. С этого времени Путину для себя станет ясно, сможет ли он рассчитывать на Трампа, либо санкции против России, высших российских чиновников и  российского бизнеса будут продолжаться и дальше. Если Трамп выдвинет неприемлемые для Путина условия, то вполне возможно, что Путин будет принимать определенные решения: либо уходить с поста Президента, но так, чтобы сохранить влияние и власть, либо переконфигурировать всю политическую систему страны с тем, чтобы окончательно избавиться от института Президента или сохранить этот институт с номинальными полномочиями, сводящиеся исключительно лишь к представительским функциям. Недаром же сегодня в России неофициально и вдали от общественного мнения прорабатывается механизм создания такого политического института как «Национальный лидер», который забирает на себя все властные полномочия, формируя президентский пост с чисто номинальными и существенно урезанными полномочиями, например, как в Германии или Греции. А национальный лидер, в отличие от Президента, не будет ограничен какими-либо сроками.

При неблагоприятной для Путина ситуации он может попытаться кардинально изменить политическую систему страны, сделав пост Президента чисто номинальной должностью, а самому, как в свое время испанский диктатор Франко, стать неким бессменным (т.е. до самой смерти) регентом, навсегда закрыв вопрос о выдвижении или о невыдвижении своей кандидатуры на пост Президента.

На самом деле у Путина нет выхода. Он просто так уйти уже не может. Как только Путин уйдет из власти, на него сразу же повесят всех собак. Поэтому сегодня для Путина уход из власти совершенно неприемлем. Кто бы ни пришел на смену Путина, последний окажется виноватым за все провалы во внутренней и внешней политике страны. Любые договоренности после Путина будут происходить за счет Путина, за счет его клана, за счет клана его друзей. Естественно, они категорически не хотят развития таких событий, поэтому всеми силами и любой ценой будут удерживать Путина у власти. Как поступит Путин в 2017 году, будет сильно завесить от позиции Трампа, от того, какие условия Трамп выдвинет Путину. Как бы Трамп не был благосклонен к Путину, все же он как Президент США будет, в первую очередь, отстаивать американские национальные интересы.

Сейчас получается, что Кремль в том или ином виде ждет наступления определенных благоприятных факторов, например, резкого роста цен на нефть или дружеского жеста со стороны Трампа, повлияющего на отмену или смягчение антироссийских санкций. Кремлевское руководство ждет какого-нибудь чуда, но самой принимать какие-то срочные меры, связанные с выходом страны из системного кризиса, власть не собирается. Если в Трампе произойдет разочарование, Кремлю останется только уповать на рост цен за нефть. Та ситуация, в которую загнало себя кремлевское руководство, называется стратегический тупик. Власть не очень хорошо себе представляет, что она должна делать для того, чтобы страна двигалась в сторону развития, а не деградации. С другой стороны будем откровенны, у нынешней кремлевской власти нет цели развивать страну. У этой власти есть цель – через распределение собственности в свою пользу извлекать из этой собственности максимальную для себя выгоду и прибыль. В соответствии с этим очевидно, что у этой власти в принципе не может быть никаких программ развития хотя бы потому, что кремлевское руководство вообще не понимает что это такое. Оно строит общество для избранных. А избранными власть считает себя. Поэтому в дальнейшем, к сожалению, ничего не изменится, и все будет идти в том же либеральном направлении. Естественно, что все это когда-нибудь закончится, поскольку нынешнее состояние деградации всех сфер жизни не может существовать вечно.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *